Вице-премьер Игорь Сечин раскрыл премьеру Владимиру Путину причины дефицита авиакеросина, который уже в октябре может привести к остановке ряда авиакомпаний. По его версии, изложенной в письме, в кризисе виноваты монопольное положение ТЗК и железнодорожники. В обращении к премьеру господин Сечин предложил и меры для преодоления кризиса. В министерствах и ведомствах называют их “трудновыполнимыми”, пишет “Коммерсантъ”.
Вчера удалось ознакомиться с письмом вице-премьера Игоря Сечина премьеру Владимиру Путину, отправленным 27 сентября. В нем господин Сечин рассказывает о причинах кризиса в поставках авиакеросина в российские аэропорты. Вице-премьер пишет, что причиной топливного кризиса стали “перебои в поставках топлива по железной дороге, а также монополизация в области топливозаправочных комплексов (отсутствие альтернативных ТЗК в российских аэропортах). В результате порядка 75% ТЗК формируют стоимость топлива самостоятельно, а не по рекомендациям ФСТ. В области заправки топлива в крыло есть “необоснованная региональная дифференциация”. Например, услуга в Шереметьево стоит 1,69 тыс. руб., в Томске — 1,8 тыс. руб., а в Улан-Удэ — 4,32 тыс. руб. за тонну.
Вице-премьер рекомендует поручить Минтрансу в месячный срок сформировать предложения по организации альтернативных ТЗК в российских аэропортах, обеспечить создание в них резерва топлива не менее чем на десять дней. Минтрансу России, ФНС и ФСТ — “ускорить утверждение нового порядка раздельного ведения учета затрат по услугам ТЗК”, Минтрансу совместно с Минэкономики обеспечить выделение из Росрезерва России в четвертом квартале 2011 года 300 тыс. тонн авиакеросина из Росрезерва (напрямую авиакомпаниям). ФСТ следует обеспечить установление тарифов на услуги ТЗК, а ФАС обеспечить контроль за деятельностью ТЗК “с применением мер антимонопольного регулирования”.
Ни одно из поручений до сих пор не реализовано. В указанных министерствах и ведомствах назвали их “трудновыполнимыми”. Так, источник в Минтрансе сообщил, что выделение авиакомпаниям топлива — “ошибочный путь, поскольку у них отсутствует логистика и нет персонала, который мог бы заправить топливо в крыло”. Источник в крупнейшей авиакомпании России добавляет, что прямые поставки топлива авиакомпаниям — “то же самое, что при дефиците колбасы выделять из Росрезерва коров населению, а после окончания кризиса требовать возврата уже коров государству. Тем не менее пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сообщил, что поручение по выделению топлива из Росрезерва напрямую перевозчикам “уже на стадии согласования и не подлежит обсуждению”. При этом правительство предложит инструменты для доставки топлива перевозчикам, но какие именно, господин Песков сказать затруднился.
Другое поручение по десятидневному запасу топлива тоже встретило критику. “Сейчас емкостей в московских аэропортах только на пять дней,— рассказывает источник в Минтрансе.— На строительство новых емкостей уйдут годы, заморозка десятидневного запаса топлива — это десятки миллионов средств, изъятых из оборота топливных компаний. Ни ТЗК, ни авиакомпании, ни нефтяники его не поддерживают”. Письмо господина Сечина в одном из крупнейших ТЗК тоже критикуют. “В нем сознательно умалчивается ряд причин, приведших к кризису. Например, не упоминается о крупных заказах со стороны Минобороны, закрытии на профилактику некоторых НПЗ, монополизме в производстве, о непоставках керосина”,— сообщили в компании.
Тем временем ситуация на рынке авиакеросина по-прежнему напряженная. На прошлой неделе на бирже спрос на этот вид топлива в 30 раз превышал предложение. Была лишь одна “адресная” сделка на 11 тыс. тонн авиакеросина. Минтранс оценивает дефицит авиакеросина на уровне 10% от потребления. Но аналитик ИАЦ “Кортес” Павел Строков считает, что паниковать “пока рано” и реальной угрозы остановки крупных перевозчиков нет: у них прямые контракты с нефтяниками, и они обслуживаются в приоритете. “Правда, от дефицита в ближайшее время могут пострадать авиакомпании среднего звена и иностранные перевозчики”,— говорят в “Аэрофьюэлз Групп”.
|