$IMAGE1-left$Военно-морской флот встречает свой профессиональный праздник в ожидании самого масштабного за последние годы обновления: как сообщил главком Военно-морского флота адмирал Виктор Чирков, в рамках программы военного кораблестроения флот в этом году пополнят более 50 кораблей и судов. День военно-морского флота традиционно отмечается в России в последнее воскресенье июля. В этом году военные моряки отмечают свой профессиональный праздник 26 июля. ФЛОТ ЖДЕТ НОВИНОК Большой подарок ожидает Военно-морской флот непосредственно на праздник 26 июля - головной разведывательный корабль проекта 18280 поднимет на своем бору Андреевский флаг и официально войдет в боевой состав флота. В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) РИА Новости сообщили, что это судно предназначено для обеспечения связи и управления силами флота, ведения радиоэлектронной борьбы, радио- и радиотехнической разведки, а также слежения за компонентами американской системы ПРО и ЗРК. Всего планируется построить 4 таких корабля - по одному для Северного, Тихоокеанского, Балтийского и Черноморского флотов. Среди наиболее долгожданных "новинок" сразу два головных фрегата: "Адмирал Григорович" проекта 11356, который передадут флоту в августе, и "Адмирал флота Советского Союза Горшков" проекта 22350, отправившийся на госиспытания на Север, чтобы к концу года войти в боевой состав. "Адмирал Григорович" станет первым за долгие годы крупным боевым кораблем, который пополнит Черноморский флот, а "Адмирал Горшков" станет первым из 15 фрегатов, которые, как рассчитывает командование флота, составят основу корабельных группировок ВМФ в Арктической зоне, Атлантике и Средиземном море. И все же, пожалуй самой громкой "премьерой" 2015 года стал перспективный эсминец проекта 23560 "Лидер", макет которого был представлен публике не Международном военно-техническом форуме "Армия-2015". Главком ВМФ сообщил, что новое поколение эсминцев будет иметь значительно большее водоизмещение, чем предшественники, а по ударной мощи будет сопоставимо с крейсерами. Тактико-технические характеристики подтверждают эти слова: "Лидер" будет обладать водоизмещением около 17,5 тысячи тонн, иметь длину 200 метров и ширину 20 метров. Корабль будет нести на борту более 200 ракет различного назначения - корабельные, зенитные и противолодочные. Самое главное, что этот проект создается не на далекую перспективу, а для строительства в самое ближайшее время - ОСК отмечает, что окончательно формирование облика эсминца будет завершено в 2016 году, а закладка может состояться уже в 2018-2019 годах. Военно-морской флот может также занести себе в актив тот факт, что с мертвой точки в этом году наконец-то сдвинулось строительство корветов проекта 20380 на Дальнем Востоке - 22 мая корвет "Совершенный" после 9 лет строительства спущен на воду на Амурском судостроительном заводе. Второй корвет дальневосточной серии - "Громкий" - будет передан флоту не позднее ноября 2016 года, а третий был заложен 22 июля и получил название в честь Героя России - матроса Алдара Цыденжапова. Более того, еще один корабль проекта 20380 будет заложен на Амуре до конца этого года. Еще одно знаменательное событие для военно-морского флота должно произойти в ноябре этого года, когда его боевой состав пополнит головной корабль противоминной обороны нового поколения - морской тральщик "Александр Обухов" проекта 12700, полностью выполненный из композитных материалов. Корабль, который в настоящий момент проходит государственные испытания, имеет самый большой в мире монолитный корпус из стеклопластика и обещает стать новым словом в противоминной обороне и композитном судостроении. СВЕТЛОЕ ПОДВОДНОЕ БУДУЩЕЕ Подводные силы ВМФ сегодня также находятся в процессе существенного обновления, и в первую очередь это касается Черноморского флота, куда в этом году наконец-то начинают поступать дизель-электрические подводные лодки проекта 636 "Варшавянка". Первые две лодки - "Новороссийск" и "Ростов-на-Дону" - прибудут к крымским берегам в августе и декабре соответственно. На сегодняшний день эти лодки уже приняты в состав ВМФ и завершают серию арктических испытаний на Севере, которые только предстоят "Старому Осколу" - третьей лодке проекта, Андреевский флаг на которой был поднят 3 июля. Тем временем, в Северодвинске не прекращается строительство атомных подводных лодок для Северного и Тихоокеанского флотов. Весной на заводе "Севмаш" была заложена уже пятая многоцелевая АПЛ проекта 885М "Ясень", а в декабре запланирована закладка атомного подводного крейсера проекта 955А "Борей". В ходе своей рабочей поездки в Северодвинск главком заявил, что группировки стратегических атомных подводных лодок на Севере и на Камчатке будут постоянно обновляться, чтобы соответствовать высоким требованиям, которые предъявляет стремительное развитие научно-технического прогресса. В подтверждение своих слов Чирков поставил перед северодвинским предприятием "Севмаш" важнейшую задачу - уже сейчас готовить производство к строительству атомных подводных лодок пятого поколения, которые в настоящее время разрабатываются российским конструкторскими бюро. От субмарин третьего и четвертого поколения, которые сейчас несут службу в составе ВМФ, эти подлодки будут отличаться повышенными боевыми возможностями за счет использования унифицированных модульных платформам и интеграции роботизированных комплексов в систему вооружения. "МИСТРАЛЕЙ" НЕ НАДО В преддверии дня ВМФ Россия окончательно отказалась от требований по поставке "Мистралей", и теперь речь идет лишь о возврате аванса, уплаченного Франции, и российского оборудования, уже установленного на французских вертолетоносцах. Отказываться от "Мистралей" с такой легкостью российскому ВМФ позволяют наработки отечественного кораблестроения - Крыловский научный центр разработал и представил на форуме "Армия-2015" аванпроект большого десантного корабля (БДК) "Лавина", который, по словам главкома, ничем не уступает "Мистралям" и может нести на борту до 16 палубных вертолетов и 450 десантников. Доработкой корабля и подготовкой к его производству на российских верфях будет заниматься Невское проектно-конструкторское бюро, которое уже представило свой вариант этого проекта - БДК "Прибой". История с "Мистралями" сделала как никогда актуальным еще и вопрос строительства перспективного авианосца для Военно-морского флота. В Объединенной судостроительной корпорации РИА Новости сообщили, что на сегодняшний день уже определен облик корабля и его авиакрыла, стоимость и сроки его постройки, а также предприятия кооперации. Разработкой проекта по заказу Минобороны с 2007 года занимается Невское проектно-конструкторской бюро. КУРС НА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ Санкции, введенные в отношении России, заставили Министерство обороны серьезно сменить курс в отношении закупок техники и оборудования для Военно-морского флота. Новый ориентир для моряков и промышленников - импортозамещение. Разумеется, санкции не могли пройти для российского флота бесследно - "ахиллесовой пятой" отечественного кораблестроения оказалось производство силовых установок, которые поставлялись в Россию в основном из Украины и Германии. Военно-морской флот вынужден был отказаться от дальнейшего строительства модернизированных корветов проекта 20385, которые планировалось оснащать дизельными энергоустановками немецкой компании MTU. Два заложенных по этому проекту корабля, видимо, так и останутся единственными его представителями. Также было приостановлено строительство фрегатов проектов 11356, силовые установки для которых производились на Украине. В сложившейся ситуации командование флота поставило перед промышленностью конкретную задачу - организовать производство корабельных силовых установок в России, и первые шаги в этом направлении уже сделаны. ОСК сообщает, что производство газотурбинных двигателей для фрегатов начнется на рыбинском НПО "Сатурн" в конце 2017 - начале 2018 года, а опытный образец дизельной установки с беспрецедентной для российской промышленности мощностью в 7500 киловатт уже проходит испытания на Коломенском заводе. Впрочем, у российских корабелов нашлась замена не только импортным двигателям, но и кораблям, на которых их планировалось устанавливать. На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге адмирал Чирков рассказал, что на смену проекту 11356 придут совершенно новые малые ракетные корабли - корветы проекта 22800, оснащенные крылатыми ракетами. Первый такой корабль планируется заложить уже в 2016 году, а всего серия будет состоять из 18 корветов. Свернутый проект 20385, в котором активно использовались зарубежные технологии, уступит место еще более совершенной разработке - корветам проекта 20386, проектирование которых завершится в 2015 году, а строительство может начаться уже в 2017-2018 годах. От своих предшественников новый корабль будет отличаться улучшенной мореходностью за счет новых обводов корпуса, наличием подпалубного вертолетного ангара и отсека для контейнерного вооружения, а также значительной автоматизацией процессов управления и разделением на обитаемую и необитаемую зоны ТОТАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ Обновление российского флота в ближайшие годы будет производиться не только с поступлением новых кораблей, но и за счет усовершенствования уже имеющихся, что вполне логично, учитывая большое военно-морское "наследие" России, обладающее высоким модернизационным потенциалом. В частности, в этом году командованием ВМФ было принято решение о модернизации около десяти многоцелевых АПЛ проектов 971 "Щука-Б" и 949 "Антей". В результате флот получит серьезно обновленную группировку многоцелевых атомных подлодок, которым предстоит нести службу на Северном и Тихоокеанском флотах. Модернизация предстоит и ключевым надводным кораблям в составе российского ВМФ. На международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге главком ВМФ Виктор Чирков сообщил РИА Новости, что восемь больших противолодочных кораблей проекта 1155, способные действовать в океанской зоне, пройдут модернизацию, в результате которой продлят свое нахождение в боевом составе флота еще 10-15 лет и получат новейшие крылатые ракеты "Калибр" и "Оникс". Главнокомандующий также поручил "Севмашу" сдвинуть сроки модернизации одного из крупнейших кораблей Военно-морского флота - тяжелого атомного ракетного крейсера "Адмирал Нахимов" - и передать его флоту уже в 2018 году. Спешка в данном вопросе вполне оправдана, ведь уже в 2019 году место "Адмирала Нахимова" в доках "Севмаша" займет его "брат-близнец" - крейсер "Петр Великий", который также пройдет глубокую модернизацию и получит новейшие системы вооружения. НОВЫЕ РУБЕЖИ В этом году российским морякам покорились сразу несколько новых рубежей - как географических, так и статистических. В частности, отряд российских кораблей во главе с флагманом Черноморского флота - гвардейским ракетным крейсером "Москва" - в преддверии дня ВМФ впервые посетил Экваториальную Гвинею. Визит состоялся вслед за подписанием соглашения об упрощенном порядке захода военных кораблей России в порты этой страны. Официальные представители флота отмечают, что этот договор открывает новые возможности в укреплении двустороннего сотрудничества в сфере обороны. Если говорить о цифрах, то они тоже впечатляют - в 2015 году интенсивность выходов стратегических подводных лодок на боевую службу в различные районы Мирового океана увеличилась практически на 50% по сравнению с 2013 годом. Более того, наплаванность подлодок и надводных кораблей возросла на 30%, а количество учений - на 20%. Подобные изменения, по словам главком ВМФ, вызваны исключительно необходимостью недопущения угроз безопасности России. Во многом улучшение статистики связанно с активным развитием и обновлением Черноморского флота, которое началось еще в прошлом году. С тех пор, как моряки отпраздновали свой профессиональный праздник год назад, на ЧФ были воссозданы Крымская военно-морская база в Севастополе, 30-я дивизия надводных кораблей, а также штаб подводных сил Черноморского флота, который начнет полноценно функционировать в 2016 году. Андрей Чаплыгин
|