Главная » 2018»Декабрь»18 » Дефолт или война: на долг Украины давят Донбасс и Стокгольмский арбитраж
21:31
Дефолт или война: на долг Украины давят Донбасс и Стокгольмский арбитраж
Рассуждения о перспективах государственного дефолта на Украине уже четыре года носят для этой страны перманентный характер – считает доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов.
Украинцы любят рассуждать о государственном дефолте" data-author=" " data-owner="Пресс-служба «ПриватБанка»" Дефолт или война: на долг Украины давят Донбасс и Стокгольмский арбитраж">
На Украине дефолт наступил еще в 2014 году
Например, глава Офиса эффективного регулирования Алексей Гончарук заявил, что не видит ни одного сценария, при котором Украина смогла бы в ближайшие годы справиться с выплатой суверенного долга без финансовой помощи МВФ.
Для этого МВФ должен пролонгировать свою кредитную помощь Киеву на 2019 год, в противном случае Украина будет вынуждена отказаться от своих долговых обязательств и объявить государственный дефолт. Просто в 2018-20 годах Киев должен будет выплатить по своим суверенным обязательствам 16 млрд долларов, а данная сумма является неподъемной для Украины.
Украинские эксперты пугают население этой страны тем, что дефолт станет катастрофой для Украины и выльется в обвал гривны, рост инфляции, увеличение и так массовой безработицы, а также в дальнейший отток трудоспособного населения.
Другой вопрос, что Украина находится в состоянии технического дефолта с тех пор, как эта страна отказалась выплатить России долг размером в 3 млрд долларов, который был взят правительством президента Виктора Януковича еще в 2013 году.
При этом, МВФ подтвердил правомерность этого долга, поэтому можно смело говорить о том, что дефолт по государственным обязательствам давно наступил на Украине, и речь здесь идет об отношениях Киева с его западными кредиторами.
Украина должна будет выплатить западным кредиторам 16 млрд долларов" data-author="AgnosticPreachersKid / CC BY-SA 3.0" data-owner="wikipedia.org" Дефолт или война: на долг Украины давят Донбасс и Стокгольмский арбитраж">
Важное значение здесь имеет спор «Газпрома» и «Нафтогаза»
В силу этого, возникает вопрос, а действительно ли дефолт имеет такую опасность для Украины, где и так произошел коллапс экономики, не говоря уже о том, что Запад вряд ли оставит Киев один на один с текущей ситуацией с государственным долгом.
Доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что в этом контексте важное значение имеет и газовый спор между Украиной и «Газпромом».
«Это история с долговыми обязательствами «Нафтогаза» перед «Газпромом», а также с условиями их транзитного соглашения, по которому не так давно Стокгольмский арбитраж вынес негативное для Москвы решение. Из-за этого преимущество в этом вопросе сейчас находится у Украины, и на сегодня совершенно непонятно, как данная истерия завершится», - заключает Грибов.
Напомним, что Стокгольмский арбитраж абсолютно неправовым образом вынес решение против «Газпрома», в результате чего, сгорел украинский долг за газ в размере 2 млрд долларов, а российская компания получила дополнительные обязательства на сумму в 2,58 млрд долларов.
В настоящее время «Газпром» пытается оспорить в Швеции данное «решение».
Доцент кафедры национальной безопасности РАНХиГС Павел Грибов" data-author="Пресс-служба ИДО МГИУ" data-owner="sde.ru" Дефолт или война: на долг Украины давят Донбасс и Стокгольмский арбитраж">
Многое будет зависеть от решений со стороны МВФ
«Это немаленькая сумма, хотя здесь, конечно, идет спор не о государственных ценных бумагах, а о поставках конкретных товаров, т.е. газа, но все равно, деньги есть деньги, особенно в современной украинской ситуации», - констатирует Грибов.
По словам Павла Геннадьевича, Киев и его западные партнеры, наверняка, вспомнят об этой ситуации, особенно если «Газпрому» не удастся оспорить данное решение Стокгольмского арбитража в рамках существующих у него сегодня правовых возможностей.
При этом, если брать перспективы государственного дефолта Украины, то все здесь зависит от решения западных кредиторов, а также от той линии, которую в этом вопросе выберет МВФ и другие международные организации. И здесь ясно, что эту проблему не решить без согласия данных структур на субсидирование, а также дальнейшую реструктуризацию украинского долга на новых и сверхльготных условиях.
«Вообще, это важный вопрос, ведь ситуация с украинским долгом может вынудить Киев пойти на эскалацию положения дел в Донбассе, чтобы списать невыплату долга на тяжелую военную обстановку и «агрессию со стороны России», - резюмирует Грибов.
В этот вопрос вмешалось решение Стокгольмского арбитража" data-author="Денис Машкин" data-owner="Федеральное агентство новостей" Дефолт или война: на долг Украины давят Донбасс и Стокгольмский арбитраж">
Украина обречена на колониальный статус
Как замечает эксперт, основная проблема данной ситуации заключается в том, что мы имеем здесь дело не только с экономическими проблемами Украины, но и с геополитическим кризисом, который разразился в рамках военного конфликта в Донбассе.
Если же брать чистую экономику, то у Украины нет перспектив. Ведь в подобные долговые ловушки попадали многие развивающиеся страны – например, из того же Африканского континента, и не смогли из нее выбраться. Старые кредиты выплачивались с помощью новых, а рекомендации МВФ вели к деградации народного хозяйства и превращению данной проблемы в замкнутый круг.
Есть еще в Евросоюзе яркий пример Греции, которая имеет задолженность в сотни миллиардов евро, получает такие же кредиты от европейских структур, но все равно, так и не приблизилась к решению своей долговой проблемы.
«Ситуация на Украине вполне может развиваться по греческому сценарию. Это, главным образом, продажа портов, заводов, инфраструктуры и любой другой собственности, которая принадлежит государству», - заключает Грибов.
Англосаксы знают долг в долговых ловушках" data-author=" " data-owner="pixabay.com" Дефолт или война: на долг Украины давят Донбасс и Стокгольмский арбитраж">
Впрочем, это не закроет украинский внешний долг, и здесь вполне возможно повторение ситуации, которая произошла в рамках тех отношений, которые существовали между Египтом и Великобританией во второй половине XIX века.
«Тогда Египет благодаря своему внешнему долгу стал колонией Великобритании», - констатирует Грибов.